суббота, 3 мая 2014 г.

СТРАНСТВИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, ПОИСКИ И НАХОДКИ ....



Рассуждения о поиске учителей, о светлых людях, о душевных встречах, о приключениях, об изменениях в жизни людей на планете и совсем немного о путешествиях. 

О поиске Учителей

Желание получить готовые ответы возникают у многих из нас. Я даже предпринимал попытки для этого.Правда, не с духовными учителями, а с психологами, за которыми я признаю интеллектуальное превосходство и хорошее владение профессией. Но и с ним не получилось. Думаю, так произошло потому, что они были правильными психологами и вместо того, чтобы написать мне ответ на бумажке, предлагали только разные варианты его самостоятельных поисков.

Мне часто задают вопросы по поводу встреч с шаманами, которых я повидал в самых разных уголках планеты. Я, видимо, один из самых богатых "коллекционеров шаманов" в нашей стране. На протяжении многих лет я искал их в разных странах и снимал для своих передач…
Должен признаться,что в подавляющем большинстве случаев они оказывались прохиндеями и проходимцами. Некоторые из них обладали отличным чувством юмора. И, когда понимали, что я их "раскалываю", то не стеснялись улыбаться и смеяться над самими собой.

В действительности было всего 2-3 случая, когда я сталкивался с чем-то таким, что не могу объяснить. Это было крайне интересно.Один из таких людей живет на острове Бали. У него своя школа бесконтактного боя. Чем меня удивил этот человек? Совсем не боем. Я поймал себя на том, что мне было приятно находиться рядом с ним. Хотелось к нему возвращаться. Я не до конца разобрался в том, что происходило в его школе. Но возникло ощущение, что я соприкоснулся с Чем-то не совсем мне понятным.

Другой человек был в Непале. Перед тем, как общаться со мной, он насыпал сухой рис в глиняный горшок и в течение 2-3 минут втыкал в него нож. Это длилось до тех пор, пока рассыпчатый рис не схватил этот нож, как бетон. И мастер, держа нож за рукоятку, поднял горшок над землей… Этот человек сидел от меня в метре. Я внимательно наблюдал за ним. Шансов на фокусы здесь не было никаких. Это меня, конечно, озадачило.

О светлых людях

Недавно я был в Новой Зеландии, где познакомился с одним интересным человеком, он из маори. На сегодняшний день они официально составляют всего 15% населения Новой Зеландии. Там есть телевизионные каналы и газеты, выходящие на их языке. Но, тем не менее, за прошедшие столетия маори в значительной степени ассимилировались и сейчас отличаются от других жителей Новой Зеландии только антропологически.

Мы были в городке Роторуа, в котором находится деревня маори. Утром она открыта для посещения туристами, а ближе к вечеру закрывается. В ней живет некоторое количество людей. Среди них есть некто Джейсон Филлипс (Jason Phillips),которого остальные называют шаманом. Он зарабатывает на жизнь практикой тату,причем рисунки копирует или придумывает сам на основе исторических изображений.Также Джейсон увлекается духовными музыкальными инструментами маори и лечит людей. Причем говорит об этом настолько застенчиво, что веришь — он действительно может это делать. Почему я вспомнил про Джейсона? От него исходит какая-то фантастическая доброжелательность и какой-то невероятный внутренний свет, в котором очень приятно находиться. Я не могу это объяснить. Но этот человек словно наполнен, пропитан этим светом изнутри.

Расскажу еще одну историю. В Архангельской области есть речка Кожа, приток Онеги. Это единственная река, на которую я ходил несколько раз. Она вытекает из Кожозера,на нем когда-то стоял знаменитый Кожеозерский монастырь, где игуменом был Никон. Тот самый, который проводил реформу Русской православной церкви.

Несколько лет назад в эти края приехали два монаха из Киево-Печерской Лавры, чтобы воссоздать монастырь. Это действительно отшельничество! То, что ты поймал, убилили собрал, – это и будет твоей едой. Дрова, которые ты заготовил, – это твое тепло. До ближайшего населенного пункта 100 км сплошных торфяных болот.

Мы оказались в этих местах не в самое удачное время. Предполагалось, что до Кожозера мы доплывем по небольшой речке. Но как раз перед нашим прибытием упала вода, и нам пришлось тащить катамараны и вещи буквально на руках по пересохшему руслу. Ни сил, ни времени на саму реку Кожу у нас уже не хватило, и нас вывозил к паломнической тропе через болота отец Елисей. Вывозил долго – часа три-четыре. За все это время он ни разу не упомянул имени Господа, ни разу не перекрестился. Но при этом никаких сомнений в том, что отец Елисей является искренне верующим человеком, у меня не возникло… Я проникся к нему такой симпатией, что перед расставанием спросил о возможности вернуться с телевизионной камерой и сделать о нем программу. На это он ответил: "Выдумаете, что я ушел в монахи для того, чтобы за мной ходили журналисты?" И мне тогда с отцом Елисеем вообще все стало понятно даже при всей моей материалистичности и атеистичности. Вопросов к нему по поводу духовности и истинной веры у меня нет никаких. Но такие встречи, как эта, — редки.

Такие светлые люди встречались далеко не только среди тех,кто занимается духовными практиками. Например, абсолютно светлым человеком был Котэ Махарадзе. Это один из самых энциклопедически образованных людей, с которыми меня сводила жизнь. Очень жалко, что в памяти большинства людей он остался только футбольным комментатором. В действительности Котэ переводил Владимира Маяковского на грузинский язык, прекрасно знал историю Греции, считал себя, в первую очередь, актером. Другим, безусловно, светлым человеком был недавно ушедший драматург Виктор Славкин. Ничего, кроме доброжелательности от этого человека не исходило.

Что я хочу сказать этими примерами? Свет необязательно тождественен религиозности и не всегда имеет отношение к вере. Я думаю, что это какое-то человеческое наполнение. Может быть, мудростью? Или доброжелательностью? Или знанием ответов на вопросы, которые нас всех мучают:кто я? зачем живу? в чем смысл моей жизни? во что верить?

Если говорить обе мне, то я думаю, что верить надо в то же самое, во что начали верить уже 2000 лет назад — в любовь, в дружбу, в порядочность, в верность, в честность, в искренность и в другие базовые принципы, выработанные человечеством. Они есть, например, в Библии. Но нетолько в ней. Я видел надпись в музеи опиума в Таиланде: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Это главное в Талмуде. Все остальное —комментарии". Поэтому, скорее всего, эти принципы были сформулированы гораздо раньше, как минимум Заратустрой.

О переменах в жизни человечества

Многие задаются вопросом «Чему можно научиться в путешествии?»В моем случае, путешествия множат вопросы, а не ответы… Это вопросы о человеке вообще и о том, насколько его природа меняется в зависимости от ракушечных наслоений в виде политических и религиозных доктрин. Вопросы про то, как правильно жить отдельному человеку или целой стране.

Приведу простой пример. Несколько лет назад я снимал передачи про народные ремесла и промыслы. Их — мастеров — было совсем не труднонаходить, хотя уже тогда они становились уходящей натурой. Сейчас такие практики и такие люди почти совсем исчезли. Это видно невооруженным глазом.Попробуйте отыскать что-то такое, что делалось испокон веков руками, без электричества и живо до сих пор? Искать придется долго. Но, это, конечно, только частность.

Есть более серьезные вещи, которые можно увидеть, например, в Корее или Японии. В Токио, в районе Харадзюку собирается разряженная как куклы молодежь. Это выглядит абсолютно абсурдно. Но, видимо, является каким-то внутренним протестом современного человека против традиционных устоев. Еще один пример – Бразилия. В90-е годы там была эпидемия самоубийств среди индейцев яномани. Молодые парни вешались на деревьях. Есть мнение о том, что это происходило из-за чудовищного противоречия, возникающего между их внутренним миром и миром наступающей западной цивилизации.

Это все иллюстрации к тому, что человечество радикально меняется. И мне очень интересно— куда и каким образом? Мы прячемся за штампы, типа "глобализация – это плохо". Но реального направления подобных перемен не называем и не знаем.По моим ощущениям, человечество прошло период застоя, начавшегося после завершения промышленных революций, и вошло в новую полосу мощных изменений.

Такие изменения меня озадачивают. Я пока не понимаю, что приходит на смену тому образу и стилю жизни, который был раньше. Мне непонятно, каким будет человек, и каким станет человечество. Хотя уже упомянутый Котэ Махарадзе говорил, что человек вообще никак не изменился со времен Софокла. Но мне, в силу романтичности натуры, хочется верить в то, что колесо истории все-таки куда катится.

Вы удивитесь, на такие размышления меня натолкнули именно путешествия. Возможно, кто-то другой пришел бы к ним, сидя в глухой деревушкена берегу Енисея. А мне пришлось поездить по миру.

Источник: блог Сергея Сухова 

Комментариев нет:

Отправить комментарий